Происшествия на дорогах

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

Те, кто застал советское время и хотя б начало 1990-х, отлично помнят, что основным микроавтобусом в нашей стране той поры была вовсе не Газель. А небольшой микроавтобус РАФ, что производили на Рижской автобусной фабрике (Rīgas Autobusu Fabrika — RAF) в столице Латвии.

Давайте узнаем, что же стало со знаменитым прибалтийским предприятием и почему его машины так быстро пропали с наших дорог уже к середине 1990-х.

Но вначале по заведенному у нас обыкновению — немного общее истории вспомним.

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

Рижская автобусная фабрика основана была еще в 1949-м году

Итак, история РАФика, как его ласково прозвали советские водители, начинается еще в далеком 1953-м году.

Именно тогда на Рижской автобусной фабрике выпустили в количестве двадцати экземпляров первый автобус — РАФ-651. По сути, копию ГАЗ-651. Вот так выглядела эта детка.

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

Первая более-менее собственная разработка рижан последовала уже в следующем 1954-м. РАФ-251 на шасси ГАЗ-51. Сравнительно удобный для своего времени автобус на 50 пассажиров.

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

Рождение легенды

В конце 1950-х РАФ начинает выпускать уже чисто микроавтобусы — транспорт, которого так остро не хватало в послевоенном СССР.

В 1958-м году рождается первый знаменитый отпрыск Рижской автобусной фабрики РАФ-977, что продержится на конвейере следующие 18 лет.

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

А уже в середине 1970-х РАФ-977 начнет сменяться легендарным классическим РАФ-22031-01. Тем самым, на котором в СССР будут ездить не только гражданские пассажиры, но и, например, милиционеры с врачами Скорой помощи. Именно это машинку можно смело назвать «Газелью» советской эпохи.

Специально для выпуска этого микроавтобуса в городе Елгава был построен новый сборочный цех. В год начнет сходить с конвейера до 17 тысяч штук таких РАФиков. Удобных, комфортных, с хорошей проходимостью.

Вот так Рафик служил в Скорой помощи:

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

А вот так — в милиции:

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

Даже в роли бронированного инкассатора наш герой за свою долгую жизнь побывать успел:

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

Кстати, вопреки распространенному мнению, РАФик не только чисто пассажирским маршрутным такси служил. Но и вот таким тентованным грузовичком, способным взять на борт до тонны полезного груза.

Читать также:  Авария дня. В Башкирии столкнулись две от Олег за 09 июня 2022

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

Отличился наш герой и на Олимпийских играх в Москве-1980. Тогда было выпущено несколько специальных РАФиков — минивэны для спортивных судей, автомобили с табло на крыше. Особый РАФик для техпомощи велосипедистам на соревнованиях. И даже целый РАФик автопоезд — маршрутка для Олимпийского мишки:

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

В конце 1980-х в Риге обстоятельно готовился запуск новой более современной модели РАФика — RAF M1 Roxana. Создан был уже ходовой образец, в разработке которого помогали специалисты ГАЗ и инженеры из Англии.

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

Планировался и выпуск еще одного вот такого современного микроавтобуса — RAF Stils.

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

Конец эпохи

Увы, РАФик оказался очередной жертвой перестройки. После распада СССР у оказавшейся уже в независимой Латвии Рижской автобусной фабрики резко пропал главный рынок сбыта. Попытки предприятия выйти на европейский рынок успехом не увенчались. В России нишу быстро захватили Газели.

РАФ еще какое-то время пыталась выжить, выпуская модернизированную старую проверенную временем классику. Но тщетно.

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

РАФ-22039 — выпущен был в 1995-м году и специально подготовлен для работы в маршрутном такси. Не помогло…

Потому в 1997-м году легендарная Рижская автобусная фабрика объявила о своем банкротстве. И закрылась. Символично, что последним выпущенным РАФиком оказался катафалк…

Хотя время от времени появляются слухи о попытке возродить культовое предприятие и даже начать там выпуск новых электробусов. Впрочем, место уже искать придется явно другое — на месте бывших корпусов Рижской автобусной фабрики ныне высятся офисные и торговые центры с многоэтажками.

…Ну а тот самый единственный экземпляр RAF Roxana, что должен был стать известным на весь СССР, ныне пылится на автосвалке в латвийском городе Вентспилс.

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

Красноречивая английская надпись на капоте — где сделан этот микроавтобус?

А ведь очень стильно выглядит эта машинка! Жаль, что так судьба печально сложилась…

Жертва перестройки: почему с наших дорог пропали знаменитые РАФики

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»